Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма

Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма Выставки и культурные события Москвы

В Музее русского импрессионизма открыли выставку «Точки зрения», на которой представлена уникальная коллекция портретов и автопортретов. Среди них — работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой. Через сопоставление автопортретов и портретов художников кураторы рассказывают о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков.


Смотрите также: Новые выставки Москвы: что посмотреть в музеях в июле?


Зрители могут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники — живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета» пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения».

В экспозиции встречаются реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность и кубистический эксперимент. Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике — как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер — это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой. 

В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале века в портретах появляются и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины-в-картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.

Выставка сопровождается рядом открытий. Впервые экспонируются «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали» из коллекции Орловского музея изобразительных искусств, ранее не представленная в Москве. Широкая публика может познакомиться с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник».

Посетителей ждут произведения из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ряда федеральных и региональных российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Автопортреты и портреты дополнены архивными фотографиями, которые позволяют провести параллели с реальным обликом художника и его артистическими интерпретациями.

В каталог выставки «Точки зрения» вошли статьи искусствоведов Софьи Багдасаровой об эволюции жанра портрета в мировом искусстве и Елены Якимович
о русском фотопортрете. Выставка сопровождается просветительской программой для детей и взрослых. Куратор выставки — Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма. 

На третьем этаже Музея русского импрессионизма представлен спецпроект — «Точки зрения: Федор Шаляпин». Этот проект предлагает посмотреть на Федора Шаляпина собственными глазами артиста и глазами его современников. Знаменитый певец покорял публику по обе стороны океана, а в свободное от театра время увлекался живописью, графикой и скульптурой. На выставке представлены автопортреты, фотографии, сценические костюмы, а также произведения его друзей-художников.

Обладая незаурядными внешними данными и ярким характером, Шаляпин зачастую становился моделью для талантливейших мастеров эпохи, изображавших его в жизни и на сцене, в том числе, Константина Коровина и Александра Головина.

Выставка также знакомит с Федором Шаляпиным как мастером перевоплощения, убедительно исполняющим на сцене разные роли и партии. Знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота, созданные оперным певцом, соседствуют в экспозиции с масштабным живописным портретом кисти Бориса Кустодиева, пожалуй, самым узнаваемым изображением артиста. 

Благодаря театру Федор Шаляпин всегда был тесно связан с художественным миром. Он брал уроки лепки у скульптора Ильи Гинцбурга, пробовал свои силы в живописи и графике, экспериментировал с различными техниками и материалами. Дополняют впечатление об артисте-художнике архивные фотографии и аудиозаписи его выступлений.

Произведения из фондов Государственного академического Большого театра России, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки и других государственных и частных собраний составляют многогранный образ Федора Шаляпина — легендарной фигуры начала ХХ века. Кураторы спецпроекта — Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма и Анна Скляревская, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Выставки открыты до 2 октября.

Подробнее на сайте Музея русского импрессионизма: http://portraits.rusimp.su


Смотрите также

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Больше на Маевка27

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading